364021, Чеченская Республика, г. Грозный,
пр-т А.А. Кадырова, д. 3/25

Главное

Телефон горячей линии:
8(8712)22-31-56

Региональные нормативно-правовые акты, принятые в связи с противодействием распространению на территории Чеченской Республики коронавирусной инфекции и затрагивающие предпринимательскую деятельность
ПОДРОБНЕЕ

Всероссийский день приема предпринимателей
ПОДРОБНЕЕ

Памятка для предпринимателей
«Проведение проверки контролирующим органом»

ПОДРОБНЕЕ

 

 

  •  
  •  
  •  
Главная  /  Новости  /  Малый и средний бизнес в РФ_мониторинг (3-11 сентября)

Малый и средний бизнес в РФ_мониторинг (3-11 сентября)

« Назад

18.09.2015 06:49

МСБ на региональном уровне

В регионах условиях для предпринимательской деятельности дифференцированы. Многое зависит от человеческого капитала, финансов, уровня развития инфраструктуры, а также активности региональных чиновников по разработке мер господдержки и уровня административных барьеров. В отчетный период регионы были распределены в очередном рейтинге[1] по качеству условий для малого и среднего предпринимательства.

В исследовании были учтены четыре основных компонента, которые влияют на степень благоприятности условий для инвестиций в сегменте МСБ: состояние регуляторной среды, институтов для бизнеса, инфраструктуры и ресурсов, а также поддержки малого предпринимательства. На основе статистических данных, результатов опросов, аналитики разделили регионы на пять групп: A, B, C, D и E.

Среди лидеров из группы «А» оказались 13 субъектов: Воронежская область, Краснодарский край, Курская область, Ленинградская область, Липецкая область, Москва, Ненецкий АО, Республика Татарстан, Ростовская область, Санкт-Петербург, Московская область, Тамбовская область и Ханты-Мансийский АО. В группе «В» были представлены догоняющие регионы – 21 регион, в том числе Белгородская область, Якутия и Ямало-Ненецкий автономный округ. В целом претензий к регионам из группы «В» немного, в предыдущих рейтингах эти субъекты числились в группе «А», однако по некоторым пунктам снизили свои показатели.

Самая многочисленная группа «С» включали 34 субъекта со средним уровнем условий для развития малого и среднего бизнеса. Предприниматели регионов этой группы испытывают проблемы с доступностью к важнейшим ресурсам (человеческому капиталу, финансам, а также с уровнем развития инфраструктуры). В эту группу вошли, к примеру, Нижегородская область, Марий Эл, Ульяновская область, Республика Мордовия. в группе В группе «D» попали регионы, получившие «неуд» сразу по нескольким критериям, к примеру,Кировская область. Наконец, в самом низу рейтинга оказались Тува, Северная Осетия и Чукотский автономный округ с практически непригодными условиями для развития малого и среднего предпринимательства.

В целом анализ регионов по части поддержки МСБ показывает негативную динамику – показатели за 2014 г. хуже тех же показателей 2013 г.

Согласно представленному в конце августа исследованию Национального института системных исследований проблем предпринимательства, ни один из субъектов России в 2014 г. не достиг целевых показателей эффективности по поддержке малого и среднего бизнеса. Деятельность губернаторов по поддержке МСБ ежегодно оценивается по следующим критериям – доля безработных от экономически активного населения, прирост средней зарплаты, прирост числа малых и средних предприятий, их оборот и инвестиции.

В 2014 г. в 55 регионах цель была достигнута только по одному из показателей. При этом, по сравнению с 2013 г. ситуация заметно ухудшилась – в 2013 г. доля субъектов РФ, достигших менее 40% показателей, составляла 26%, а в 2014 г. она выросла до 77%, доля выполнивших более 80% требований сократилась с 6% до 1%.

Негативным моментом является то, что за последние десять лет в РФ не было роста доли МСБ в ВВП(она находится в диапазоне 20−25%, а по данным Минэкономики за 2014 г. – 21%). С тем, что ситуацию в этой сфере необходимо менять, соглашаются и чиновники, и эксперты. Предлагается в том числе переходить к развитию инфраструктурной и информационной поддержки, стимулированию регионов в развитии их собственных «точек роста». Однако дальше слов пока дело не заходит.

Законодательство

В отчетный период в числе принятых и разрабатываемых законодательных актов, затрагивающих интересы малого и среднего бизнеса, оказались проекты, регулирующие деятельность торгово-промышленных палат РФ (ТПП), касающиеся предпринимательского финансирования, организации лесозаготовок, уголовного законодательства, а также антимонопольного регулирования.

Так, 3 сентября стало известно, что разработка четвертого антимонопольного пакета находится на финальной стадии, и он может быть принят уже в сентябре 2015 г.

Данная реформа по оценкам чиновников является либеральной по отношению к малому и среднему бизнесу, сможет помочь избежать санкций, а также снизить риски для инвесторов. Для представителей МСБ вводится «иммунитет» от антимонопольных проверок, преследований, обвинения в злоупотреблении доминирующим положением. Благодаря четвертому антимонопольному пакету ФАС надеется сократить число дел против компаний по меньшей мере в пять раз. Компания, которая не входит в большой холдинг, и ее оборот не превышает 400 млн руб., будет практически освобождена от проверок, за исключением случаев картелей. Таким образом, ФАС будет заниматься только крупными компаниями («Газпром», РЖД, «Автодором» и др. госкорпорации).

Вдобавок, благодаря проекту, Федеральная антимонопольная служба РФ по сути превращается в орган предупредительного контроля. Так, если в настоящее время ФАС может возбудить дело сразу по любой статье, и после этого будет оборотный штраф до 15 % годового оборота, то согласно новым правилам, по всем составам, кроме монополии высокой цены, будет отправляться предупреждение. Следовательно, будут не нужны длительные судебные разбирательства и станет возможно быстро решить проблему, не штрафовать компанию. Кроме того, высвобождаются значительные ресурсы.

Однако стоит отметить, что практика оспаривания в судах предупреждений также существует. Решения судов могут заблокировать возбуждение дела. В том случае, если бизнес будет активно прибегать к их оспариванию, это может в значительной мере осложнить работу службы и нивелировать положительный эффект новшеств.

10 сентября в ГД был внесен законопроект об изменениях в ФЗ «О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации», расширяющий права и функции ТПП по вопросам развития предпринимательства, защиты и представления интересов предприятий и предпринимателей в органах власти.

В проекте дается новое определение ТПП, включающее ее создание в качестве союза, увеличивается минимальное количество учредителей с 15 до 30, членство территориальных палат в ТПП России становится обязательным и возникает с момента государственной регистрации. Проектом федерального закона планируется значительно расширить права торгово-промышленных палат и разрешить им:

участвовать в выработке и реализации мер по противодействию коррупции при осуществлении хозяйственной деятельности;
содействовать обеспечению безопасности предпринимательской деятельности, эффективного управления инвестиционными, коммерческими и иными предпринимательскими рисками;
осуществлять научно-аналитическую и исследовательскую деятельность по проблемам предпринимательства.
Кроме того, депутаты предлагают наделить ТПП функциями, которые они фактически реализуют сегодня (к примеру, выдавать сертификаты, подтверждающие страну происхождения товаров (работ, услуг) для целей осуществления госзакупок, а также оформлении заключения о статусе товара, изготовленного в особых экономических зонах.

Предполагается, что принятие законопроекта позволит ТПП более эффективно выполнять свои функции в целях модернизации российской экономики и развития бизнеса.

Подспорьем для малого и среднего бизнеса могут стать поправки в Лесной кодекс Российской Федерации (по поручению президента России), которые вступают в силу с 1 октября 2015 г. и упрощают лесозаготовку для МСБ. Предположительно, изменения должны позволить небольшим предприятиям конкурировать с большими компаниями на аукционах по продаже лесных участков.

Согласно прежнему законодательству, лесозаготовка в РФ велась на основе договоров аренды, а по условиям таких договоров арендаторы должны были выполнять более 70 % всех работ по восстановлению и воспроизводству лесов. В 2014 затраты на данные цели превысили 5 млрд. рублей, в то время как из федерального бюджета на эти цели было направлено 2,6 млрд. рублей, а из бюджетов субъектов - только 1,4 млрд. рублей. Для малого бизнеса найти данные средства было проблематично, поэтому в ходе аукционов на право заключения договора аренды участков леса, небольшие лесозаготовительные предприятия оказывались в заведомо проигрышной позиции по сравнению с крупными холдингами.

Теперь субъекты малого и среднего предпринимательства смогут участвовать в аукционах и по их результатам заключать договоры купли-продажи лесных насаждений для коммерческой заготовки древесины. Сами договоры купли-продажи будут краткосрочными - до одного года. Кроме того, условия заключения договоров должны быть предусмотрены нормативными актами регионов, а плата за пользование участками будет определяться по результатам аукционов с учетом регионального коэффициента, который необходим для определения расходов на охрану, защиту и воспроизводство лесов. У каждого региона размер коэффициента будет свой, но расчет стоимости работ по охране леса и лесовосстановлению будет вестись по единой методике, которую разработало правительство РФ.

Другое новшество коснулось уголовного законодательства для бизнеса.

Согласно августовскому поручению премьер-министра Дмитрия Медведева, к 4 сентября Минюст собрал предложения бизнеса, Минэкономразвития России, МВД, Следственного комитета и Верховного суда по реформированию уголовного и уголовно-процессуального законодательства для защиты интересов бизнеса.

Одним из основных предложений бизнеса стало введение в России института следственных судей – эту идею разработал Комитет гражданских инициатив Алексея Кудрина. В ней предлагается назначить 336 следственных судей (по четыре на каждый регион), которые будут контролировать предварительное следствие по особо важным делам, подсудным судам областного звена. В свою очередь РСПП предлагает поточнее разграничить полномочия следователя и следственного судьи и провести эксперимент в одном из регионов. С учетом того, что система прокурорского надзора за следствием фактически упразднена, новшество могло бы обеспечить защиту прав граждан.

Однако некоторые эксперты не разделяют такую позицию, полагая, что институт следственных судей – громоздкая и дорогостоящая процедура, так как в досудебном процессе появляется еще один участник (следственный судья).

В период кризисных явлений в экономике с ужесточением процедур банковского сообщества по выдаче кредитов малому и среднему бизнесу микрофинансовые фонды становятся фактически единственным источником финансирования бизнеса. В попытках увеличить долю займов для субъектов МСБ[2] был подготовлен проект указания «О критериях определения микрофинансовых организаций (МФО) предпринимательского финансирования». Его разработало главное управление рынка микрофинансирования и методологии финансовой доступности Банка России, он был представлен 8 сентября в рамках реализации плана о разделе микрофинансового рынка на два типа компаний (1. выдают займы гражданам, 2. выдают займы бизнесу) для улучшения доступа бизнес-МФО к мерам государственной поддержки.

Согласно проекту, к организациям предпринимательского финансирования будут относиться МФО с определенной долей договоров микрозайма с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в общем количестве договоров, заключенных за календарный год (общая доля микрозаймов должна составлять не менее 70%).

Стоит отметить, что пока банки настороженно относятся к рынку МФО из-за опасений столкнуться с высокими рисками. Сделать рынок более понятным может выработка единых подходов к оценке финансового состояния МФО, над чем в настоящее время работают участники рынка (СРО «МиР» и Ассоциация региональных банков России).

В целом микрофинансирование МСБ имеет важную социальную функцию - помогает малому бизнесу на этапе становления. Так, банки не готовы кредитовать бизнес на начальной стадии, в первый год существования компании, они требуют от предпринимателей предоставления отчетности, которая не всегда ведется на малых предприятиях, в то время, как МФО более индивидуально подходят к заемщикам и готовы оценивать финансовое состояние предприятия самостоятельно. Другим отличием является то, что банки не заинтересованы в выдаче небольших кредитов в 200-500 тыс. рублей, а МФО напротив работают с начинающими предпринимателями, стартапами, небольшими семейными предприятиями и фермерскими хозяйствами.

[1]Рейтинг Российского банка поддержки малого и среднего предпринимательства (МСП-банк).

[2] На сегодня предпринимательские займы составляют 45% в объеме совокупного портфеля микрофинансовых организаций. Перед рынком и регулятором стоит задача увеличить эту долю до 70%.

Продолжение следует.

www.snob.ru


Новости Читать все
В Прокуратуре ЧР состоялся прием предпринимателей

Уполномоченный по защите прав предпринимателей В ЧР Идрис Усманов провёл приём субъектов предпринимательской деятельности совместно с прокурором республики Арсаном Адаевым.

В ходе непосредственного приема поступило 2 обращения по различным вопросам, связанным с осуществлением предпринимательской деятельности.

В частности, председатель некоммерческого партнерства «Ассоциация малого бизнеса Чеченской Республики» просил проанализировать работу 
контрольно-надзорных органов по разработке и утверждению программ профилактики рисков причинения вреда.

По вопросу предоставления письменных разъяснений об особенностях проведения проверок в отношении бизнеса в 2023 году обратился директор коммерческой организации.

По всем озвученным вопросам будет организовано рассмотрение, при наличии оснований будут приняты исчерпывающие меры прокурорского реагирования для обеспечения прав и законных интересов предпринимателей.

Напомним, что приём субъектов предпринимательской деятельности прокурором республики проводится каждый первый вторник месяца.

В Москве прошла Всероссийская конференция уполномоченных по защите прав предпринимателей 

Мероприятие приурочено к 10-летию института бизнес-защитников: первый указ о его назначении был подписан в 2012 году.  Чеченскую Республику на форуме представил Уполномоченный по защите прав предпринимателей в ЧР Идрис Усманов.

В конференции также участвуют руководители федеральных органов исполнительной власти, региональные уполномоченные, общественные омбудсмены, руководители объединений предпринимателей и экспертного сообщества.

На Всероссийском форуме обсудили результаты работы Института по итогам прошедших лет, а также актуальные вопросы деятельности бизнес-омбудсменов на современном этапе.

Модератором сессии стал исполняющий обязанности Уполномоченного при Президенте России по защите прав предпринимателей Борис Титов.

Идрис Усманов принял участие в заседании проектного офиса по вопросам показателей Нацрейтинга

Накануне в Министерстве экономического, территориального развития и торговли состоялось заседание межведомственной рабочей группы по снижению административных барьеров и улучшению инвестиционного и предпринимательского климата Чеченской Республике. В состав рабочей группы вошёл Уполномоченный по защите прав предпринимателей в ЧР Идрис Усманов.

На повестке заседания стоял вопрос участия Чеченской Республики в Национальном рейтинге состояния инвестиционного климата в субъектах Российской Федерации в 2022 году и предстоящих опросах. Здесь же обсудили и улучшение показателей в 2022 году.

Отметим, что по итогам 2021 г. Чеченская Республика заняла 13 место в Нацрейтинге среди субъектов РФ и первое – в СКФО. Рейтинг ежегодно формируется АНО «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов» совместно с деловыми объединениями.

Бизнес-омбудсмен Идрис Усманов принял участие в Коллегии прокуратуры ЧР

Накануне под председательством исполняющего обязанности прокурора республики Сергея Семенова состоялось заседание коллегии, посвященное соблюдению прав субъектов предпринимательства. В его работе приняли участие Уполномоченный по защите прав предпринимателей в ЧР Идрис Усманов, министр экономического, территориального развития и торговли ЧР Рустам Шаптукаев и другие 

Открывая заседание, председательствующий отметил, что в условиях беспрецедентного санкционного давления защита прав предпринимателей является приоритетной задачей прокуратуры.

В ходе коллегии рассказали о работе по снижению административного давления на бизнес: значительно уменьшилось количество проверок, проведенных прокурорами в отношении субъектов предпринимательства. Из ежегодных планов на 2023 год прокуратурой исключено 2 020 из 2 383 предложенных органами контроля мероприятий.

Здесь же рассмотрели участие субъектов предпринимательства в закупках для обеспечения государственных и муниципальных нужд. После вмешательства прокуроров по ряду госконтракту сокращены сроки оплаты.

Также затронули вопросы предоставления субъектам предпринимательства государственных и муниципальных услуг, реализации инвестиционных проектов, государственных и иных программ, направленных на развитие и поддержку малого и среднего бизнеса.

В завершение мероприятия бизнес-омбудсмен выразил признательность за организацию коллегии по такой значимой тематике и отметил, что меры, принимаемые руководством региона при активном участии прокуроров, способствуют улучшению делового и инвестиционного климата в республике.

Вопросы поддержки бизнеса обсудили при участии бизнес-омбудсмена Идриса Усманова

Сегодня под председательством министра экономического, территориального развития и торговли ЧР Рустама Шаптукаева  состоялось совещание по вопросам поддержки бизнеса. В нем приняли участие Уполномоченный по защите прав предпринимателей в ЧР Идрис Усманов, представитель Российско-Китайского Комитета дружбы, мира и развития Наталья Лакузо, а также представители бизнес-сообществ Чеченской Республики и другие.

Гостья прибыла в республику с целью привлечения потенциальных партнеров на взаимовыгодных условиях в рамках российско-китайских проектов и мероприятий.

Следует отметить, что в нынешней ситуации Россия все больше ориентируется на китайских партнеров в сфере торгово-экономического и культурного сотрудничества. Комитет, в свою очередь, объединяет в своих рядах представителей общественно-политических и деловых кругов, он призван расширять и укреплять общественную базу российско-китайского сотрудничества.

В завершение встречи гости и участники выразили готовность к взаимополезному сотрудничеству и поблагодарили организаторов.

Общественный представитель Российско-Китайского комитета дружбы, мира и развития Наталья Лакузо встретится с чеченскими предпринимателями

На встрече обсудят вопросы торговли и инвестиций в рамках российско-китайского сотрудничества. Здесь же заинтересованным предпринимателям расскажут о выходе на китайский рынок, в том числе о поиске партнеров в Китае.

Кроме того, Наталья Лакузо ответит на вопросы предпринимателей , заинтересованных в налаживании экономических связей.

📍Встреча состоится 24 ноября в Аппарате Уполномоченного по адресу: г. Грозный, пр-т А.А. Кадырова, д. 3/25.

📌Записаться на мероприятие и получить информацию можно по номеру: 8(8712)22-31-56

Бизнес-омбудсмен Идрис Усманов стал членом Стратегического совета при Мэрии Грозного

Вчера под председательством градоначальника Хас-Магомеда Кадырова и министра экономического, территориального развития и торговли ЧР Рустама Шаптукаева состоялось первое заседание Стратегического совета при Мэрии Грозного. В работе совета принял участие Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Чеченской Республике Идрис Усманов

Стоит отметить, что совет создан в целях обеспечения межведомственного взаимодействия и разработки наиболее эффективных инструментов развития столицы Чеченской Республики. В его задачи также входит интеграция сотрудничества предпринимательских сообществ.

Со вступительным словом к собравшимся обратился мэр столицы Хас-Магомед Кадыров, который поприветствовал гостей и подчеркнул, что у каждого из присутствующих есть шанс проявить себя, раскрыть свой потенциал и изменить жизнь грозненцев к лучшему. 

В ходе встречи были заслушаны доклады, также озвучен вопрос организации и проведения международного архитектурного конкурса в Грозном.

В завершение организаторы поблагодарили присутствующих и выразили надежду на дальнейшее продуктивное сотрудничество.

Идрис Усманов встретился с предпринимателем, обвиняемым в мошенничестве

Накануне в Аппарат Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Чеченской Республике в письменной форме поступило обращение от обвиняемого по части 4 статьи 159 Уголовного Кодекса РФ и находящегося в Следственном изоляторе №1 УФСИН России по Чеченской Республике.

Обвиняемый обратился к Уполномоченному с просьбой оказать ему правовую поддержку по вопросам соблюдения его прав и законных интересов.

В ходе рабочей встречи бизнес-омбудсмен Идрис Усманов ознакомился с подробностями уголовного дела обвиняемого, поинтересовался условиями его содержания в СИЗО. Заявителю была дана юридическая консультация по интересующему его вопросу, а также вкратце изложены дальнейшие действия Уполномоченного по рассмотрению его обращения. Жалоб на действия (бездействие) администрации учреждения со стороны обвиняемого не поступило.

Следует напомнить, что в соответствии со статьей 24 Уголовно-исполнительного кодекса РФ Уполномоченный при исполнении служебных обязанностей имеет право посещать учреждения и органы, исполняющие наказание с целью защиты прав подозреваемых, обвиняемых и осужденных по делам о преступлениях, предусмотренных статьями 159 - 159.6, 160, 165 УК РФ, если эти преступления совершены в сфере предпринимательской деятельности, а также статьями 171 - 172, 173.1 - 174.1, 176 - 178, 180, 181, 183, 185 - 185.4, 190 - 199.2 УК РФ.

Партнеры сайта

p1     p2