364021, Чеченская Республика, г. Грозный,
пр-т А.А. Кадырова, д. 3/25

Главное

Телефон горячей линии:
8(8712)22-31-56

Региональные нормативно-правовые акты, принятые в связи с противодействием распространению на территории Чеченской Республики коронавирусной инфекции и затрагивающие предпринимательскую деятельность
ПОДРОБНЕЕ

Всероссийский день приема предпринимателей
ПОДРОБНЕЕ

Памятка для предпринимателей
«Проведение проверки контролирующим органом»

ПОДРОБНЕЕ

 

 

  •  
  •  
  •  
Главная  /  Новости  /  Антикоррупционная хартия российского бизнеса

Антикоррупционная хартия российского бизнеса

« Назад

20.06.2017 12:45

Российское деловое сообщество видит свою миссию в следовании высоким стандартам ведения бизнеса, соответствующим международно - признанным нормам, и в осуществлении ответственного партнерства с государством, направленного на рост уровня жизни граждан России, развитие экономики страны и повышение ее конкурентоспособности.

Успешной реализации поставленных задач препятствуют укоренившиеся в экономической и социальной сферах проявления коррупции, наносящие значительный ущерб развитию конкуренции и осложняющие условия ведения предпринимательской деятельности.

Мы, представители делового сообщества Российской Федерации, осознавая свою ответственность за судьбу нашей страны, понимая, что достижение успехов в предпринимательской деятельности невозможно без всеобщего консенсуса в неприятии всех форм коррупции, намерены способствовать внедрению принципов недопущения и противодействия коррупции, как при выстраивании взаимодействия с органами государственной власти, так и в корпоративных отношениях.

Мы, участники настоящей Хартии, будем всемерно содействовать тому, чтобы коррупционные действия вне зависимости от форм и способов их осуществления не только были наказаны по закону, но и сопровождались широким общественным осуждением и неприятием коррупции как опасного социального порока.

Мы едины в понимании того, что коррупция,

являясь формой незаконного приобретения выгод, преимуществ и личных благ, причиняет серьезный ущерб демократическим институтам, национальной экономике и правопорядку;

лишает общество необходимых ресурсов развития, выводя из легального оборота значительную часть национального богатства;

порождает угрозы и ограничения для стабильного и безопасного развития общества, подрывает нравственные устои и ценности, препятствует добросовестной конкуренции и устойчивому развитию;

создает условия для распространения других форм преступности, включая отмывание денежных средств, добытых преступным путем;

представляет собой не локальную проблему, а транснациональное явление, что обусловливает исключительно важное значение международного сотрудничества в области предупреждения коррупции и борьбы с ней.

Подписывая настоящую Хартию, мы провозглашаем следующие основные принципы недопущения и противодействия коррупции, которые обязуемся соблюдать и пропагандировать.

  1. Управление в компаниях на основе антикоррупционных программ.

Основным условием противодействия      коррупции является внедрение в практику корпоративного управления антикоррупционных программ и иных мер антикоррупционной корпоративной политики.

В программах и других внутрикорпоративных документах четко и подробно закрепляются принципы, правила и процедуры, направленные на предотвращение коррупции во всех сферах деятельности компаний, включая нормы деловой этики, специальные управленческие процедуры, требования к обучению персонала, правила специального антикоррупционного контроля и аудита, процедуры предотвращения конфликта интересов и коммерческого подкупа, правила осуществления пожертвований, спонсорства, участия в благотворительной деятельности и т.д.

Компании разрабатывают антикоррупционные меры с учетом специфики своей деятельности и таких факторов, как размер компании, род деятельности, совокупность рисков и география деятельности компании, текущая ситуация, особенности корпоративной культуры.

Компании используют внутренние процедуры и инструменты, которые позволяют совершенствовать антикоррупционные программы, включая механизмы «обратной связи», предотвращения и разрешения конфликта интересов, рассмотрения жалоб.

  1. Мониторинг и оценка реализации антикоррупционных программ.

Органы управления компаний, как единоличные, так и коллегиальные, включая советы директоров, руководят разработкой и осуществляют контроль за реализацией антикоррупционной политики компаний, определяют лиц, ответственных за ее реализацию.

При этом руководство компаний должно показывать пример ответственного поведения своим сотрудникам, оказывать необходимое содействие эффективному исполнению руководителями подразделений и другими должностными лицами требований антикоррупционных программ, обеспечивать совершенствование программ с учетом оценки результативности выполнения.

Мониторинг и оценка результатов выполнения программ осуществляется в соответствии со структурой управления, действующей в компании, с участием органов внутреннего контроля и аудита. Результаты выполнения антикоррупционных программ отражаются в социальной отчетности компаний.

  1. Эффективный финансовый контроль.

Компании устанавливают и поддерживают эффективный внутренний контроль, который включает организационные механизмы проверок бухгалтерской, учетной практики, кадровой и другой деятельности, подпадающей под действие антикоррупционных программ, а также осуществляют регулярные проверки систем внутреннего контроля для обеспечения их соответствия требованиям антикоррупционных программ.

Компании             следят            за  правильностью  финансовых  операций,

документируя их должным образом, и не допускают, в частности, осуществления следующих действий:

  • создания неофициальной (двойной) отчетности;
  • проведения неучтенных или неправильно учтенных операций;
  • ведения учета несуществующих расходов;
  • отражения обязательств, объект которых неправильно идентифицирован;
  • намеренного уничтожения бухгалтерской и иной документации ранее сроков, предусмотренных законодательством.
  • Обучение кадров и контроль за персоналом.

На основе программ по противодействию коррупции компании обеспечивают обучение своих сотрудников и их активное вовлечение в реализацию указанных программ. Программы обучения составляются с учетом задач и должностных обязанностей обучаемых лиц и периодически пересматриваются с целью повышения эффективности программ.

Компании принимают меры к соблюдению их сотрудниками требований антикоррупционных программ        и гарантируют, что ни один             сотрудник

компании не пострадает ни в карьерном, ни в финансовом плане, если откажется от коррупционных действий, даже если такой отказ приведет к потерям для компании. При этом применяются установленные меры взыскания за нарушение антикоррупционных правил, вплоть до увольнения виновных, при условии соблюдения трудового и корпоративного законодательства.

Результаты реализации антикоррупционных программ учитываются в кадровой политике компании.

  • Коллективные усилия и публичность антикоррупционных мер.

Компании      публично объявляют о проводимой ими                     политике

противодействия    коррупции и применяют эффективные                     механизмы

распространения     информации   об антикоррупционных программах внутри

компании.

Компании обеспечивают условия, в которых их сотрудники и другие лица могут свободно указывать на недостатки программы и оперативно сообщать о подозрительных обстоятельствах ответственным лицам.

В обеспечение данного принципа компании создают безопасные и доступные каналы передачи информации, по которым работники компаний и другие лица могут, конфиденциально и не опасаясь наказания, указывать на недостатки программы и сообщать о подозрительных обстоятельствах.

  • Отказ от незаконного получения преимуществ.

Компании осуществляют ответственную политику по реализации своих интересов с целью укрепления позиций на рынке.

Компании разрабатывают и применяют правила контроля (в том числе нормы максимально допустимых расходов и процедуры отчетности), обеспечивающие соблюдение требований антикоррупционных программ как в отношении третьих лиц, так и в отношении сотрудников компании, принимающих управленческие решения.

Указанные правила должны предусматривать отказ от предложений или получения подарков и оплаты расходов, когда подобные действия могут повлиять (или создать впечатление о влиянии) на исход коммерческой сделки, конкурса, на принятие решения государственным органом или должностным лицом. В иных случаях компании строго придерживаются установленного ими порядка передачи и получения подарков, оказания знаков гостеприимства, оплаты услуг, основанного на принципах прозрачности, добросовестности, разумности и приемлемости таких действий.

Любые пожертвования и спонсорство осуществляются компаниями на основе принципа прозрачности исключительно в соответствии с действующим законодательством. Компании будут проводить контроль за тем, чтобы осуществляемые ими пожертвования и спонсорство не являлись скрытой формой взяточничества.

  1. Взаимоотношения с партнёрами и контрагентами с учетом принципов антикоррупционной политики.

Компании стремятся выстраивать свои отношения с дочерними компаниями, партнерами и третьими лицами в соответствии с антикоррупционными принципами, информируют все заинтересованные стороны о проводимой ими антикоррупционной политике, реализуют ее в своих структурных подразделениях и дочерних компаниях.

При оценке уровня благонадежности партнеров и контрагентов принимается во внимание степень неприятия ими коррупции при ведении бизнеса, включая наличие и реализацию антикоррупционных программ. При этом соблюдение антикоррупционных принципов рассматривается в качестве важного фактора при установлении договорных отношений, включая использование возможности расторжения, в установленном порядке, договорных отношений при нарушении антикоррупционных принципов.

При взаимодействии с партнерами и контрагентами, по возможности, осуществляется контроль за обоснованностью, соразмерностью вознаграждения агентов, советников и других посредников, а также его адекватности реальным и законным услугам и соблюдению установленного легального порядка выплаты.

Является недопустимым для компании, реализующей антикоррупционную политику, использование обещаний, предложений, передачи или получения, лично или через посредников, какой-либо неправомерной выгоды или преимущества любому руководителю, должностному лицу или сотруднику другой компании за его действие или бездействие в нарушение установленных обязанностей.

  1. Прозрачные и открытые процедуры закупок.

Компании производят закупки товаров, работ и услуг на основе принципов прозрачности, конкуренции и объективных критериев принятия решений, и при этом:

  • осуществляют публичное распространение информации, касающейся закупочных процедур и контрактов на закупки, включая информацию о приглашениях к участию в торгах, о заключении контрактов, чтобы предоставить потенциальным участникам торгов достаточное время для подготовки и представления заявок;
  • публикуют правила проведения торгов, заблаговременно определяют условия участия в торгах, включая критерии отбора и принятия решений о заключении контрактов;
  • используют в качестве приоритетного способа осуществления закупок товаров, работ и услуг открытые формы торгов и иных закупочных процедур;
  • создают систему внутреннего контроля за закупками, используют правовые механизмы административного обжалования, оспаривания и других средств правовой защиты в случае несоблюдения правил проведения закупок;
  • реализуют меры в отношении персонала, ответственного за закупки, в частности, предусматривают требование о декларировании конфликта интересов, контролируют соблюдение требований к профессиональной подготовке и др.
  1. Информационное противодействие коррупции.

Компании поощряют выявление информации о неправомерных или сомнительных действиях, подпадающих под признаки коррупции, содействуют поиску, получению и распространению указанной информации о деятельности самих компаний.

В этих целях компании выражают готовность отвечать на запросы, рассматривать обращения о фактах коррупции и обеспечивать их расследование независимыми должностными лицами.

Компании оказывают содействие информированию делового сообщества, государственных органов и общественности о фактах коррупции, способствуют разоблачению компаний и лиц, использующих коррупционные схемы, и созданию атмосферы нетерпимости по отношению к коррупции.

При этом в предусмотренных законом случаях возможно установление определенных ограничений, в частности, в целях:

  • соблюдения законных прав, защиты репутации и персональной информации;
  • защиты безопасности и общественного порядка;
  • обеспечения коммерческой тайны и соблюдения режима конфиденциальности.
  1. Сотрудничество с государством.

Компании придерживаются принципа взаимной ответственности бизнеса и государства, согласованных и целенаправленных совместных действий по борьбе с коррупцией и недопущения неправомерного вмешательства в деятельность органов государственной власти.

Важными элементами сотрудничества, в частности, являются:

  • публичное продвижение и защита принципа выгодности и успешности бизнеса, действующего в рамках правового поля;
  • активное освещение деятельности компаний и предпринимателей, использующих антикоррупционные практики;
  • всемерное содействие и распространение позитивного опыта противостояния предпринимателей попыткам коррупционного давления.

При осуществлении государственными органами контрольно-надзорных функций компании способствуют созданию условий для проведения объективных проверок и не препятствуют законной деятельности проверяющих органов.

Является недопустимым использование в интересах компании незаконных способов взаимодействия с представителями государственных органов: дача обещаний, предложений или предоставление, лично или через посредников, какого-либо неправомерного преимущества или выгоды.

  1. Содействие осуществлению правосудия и соблюдению законности.

Успешное противодействие коррупции предполагает эффективную работу правоохранительных органов, и в связи с этим участники Хартии выражают готовность оказывать всемерную поддержку в выявлении и расследовании фактов коррупции и обязуются не допускать следующих действий:

  • применения угроз или обещания, предложения или предоставления неправомерного преимущества с целью склонения к даче ложных показаний или вмешательства в процесс дачи показаний или представления доказательств в связи с совершением преступлений, связанных с фактами коррупции;
  • вмешательства в выполнение должностных обязанностей должностными лицами судебных или правоохранительных органов в ходе производства в связи с совершением преступлений, связанных с фактами коррупции.

Возможность легализации денежных средств, полученных незаконным способом, является фактором, способствующим распространению коррупции, поэтому участники Хартии оказывают противодействие попыткам легализации доходов, полученных преступным путём, в том числе:

  • приобретению, владению или использованию имущества, если известно, что такое имущество представляет собой доходы от преступлений;
  • сокрытию или утаиванию подлинного характера, источника, местонахождения, способа распоряжения, перемещения, прав на имущество или его принадлежность, если известно, что такое имущество представляет собой доходы от преступлений.

Финансовые компании обеспечивают надлежащую идентификацию личности клиентов, собственников, бенефициаров, предоставление в уполномоченные органы сообщений о подозрительных сделках, а также совершение иных обязательных действий, направленных на противодействие легализации доходов, полученных преступным путем.

  1. Противодействие подкупу иностранных публичных должностных лиц и должностных лиц публичных международных организаций.

Компании воздерживаются от обещаний, предложений или предоставления иностранному публичному должностному лицу или должностному лицу публичной международной организации, лично или через посредников, какого-либо неправомерного преимущества для самого должностного лица или иного физического или юридического лица, с тем, чтобы это должностное лицо совершило какое-либо действие или бездействие при выполнении своих должностных обязанностей для получения, сохранения коммерческого или иного неправомерного преимущества.

Заключительные положения.

Положения настоящей Хартии направлены на предупреждение и противодействие коррупции и применимы в равной степени к деятельности индивидуального предпринимателя, любой компании или организации вне зависимости от формы собственности, ее размера, профиля деятельности, территории размещения.

Положения настоящей Хартии распространяются как на отношения внутри делового сообщества, так и на отношения, возникающие между бизнесом и органами власти.

Российские объединения предпринимателей и работодателей - участники настоящей Хартии, осознавая необходимость целенаправленных и последовательных усилий по пропаганде среди своих членов положений настоящей Хартии, способствуют разработке и внедрению передовых корпоративных практик, включая системы оценки и репутационного стимулирования, в том числе в рамках ведения нефинансовой социальной отчетности компаний.

Настоящая Хартия открыта для присоединения общероссийских, региональных и отраслевых объединений, а также российских компаний и иностранных компаний, осуществляющих свою деятельность в России. При этом компании могут присоединяться к настоящей Хартии как напрямую, так и через объединения, членами которых они являются.


Новости Читать все
Уполномоченный по защите прав предпринимателей в ЧР Идрис Усманов подписал соглашение о взаимодействии с Министерством экономического, территориального развития и торговли ЧР

Соглашение подписано в целях повышения эффективности проводимой оценки регулирующего воздействия проектов нормативно-правовых актов ЧР и экспертизы действующих нормативных правовых актов. Оно также нацелено на выявление в проектах НПА ЧР положений, которые вводят избыточные административные и иные ограничения и обязанности для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности , а также способствуют ограничению конкуренции и возникновению необоснованных расходов как для бизнеса, так и для бюджетной системы России.

- Оценка регулирующего воздействия правовых актов - одна из важнейших сфер взаимодействия бизнеса и власти, направленная на создание такого правового поля, которое будет способствовать развитию бизнеса и созданию благоприятного инвестиционного климата, - отметил бизнес-омбудсмен Идрис Усманов.

Заседание координационного совета по защите прав потребителей при Главе Чеченской Республики.

Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Чеченской Республике Усманов Идрис принял участие в заседание координационного совета по защите прав потребителей при Главе Чеченской Республики, которое состоялось в конференц-зале Министерства финансов Чеченской Республики.

В Прокуратуре ЧР состоялся прием предпринимателей

Уполномоченный по защите прав предпринимателей В ЧР Идрис Усманов провёл приём субъектов предпринимательской деятельности совместно с прокурором республики Арсаном Адаевым.

В ходе непосредственного приема поступило 2 обращения по различным вопросам, связанным с осуществлением предпринимательской деятельности.

В частности, председатель некоммерческого партнерства «Ассоциация малого бизнеса Чеченской Республики» просил проанализировать работу 
контрольно-надзорных органов по разработке и утверждению программ профилактики рисков причинения вреда.

По вопросу предоставления письменных разъяснений об особенностях проведения проверок в отношении бизнеса в 2023 году обратился директор коммерческой организации.

По всем озвученным вопросам будет организовано рассмотрение, при наличии оснований будут приняты исчерпывающие меры прокурорского реагирования для обеспечения прав и законных интересов предпринимателей.

Напомним, что приём субъектов предпринимательской деятельности прокурором республики проводится каждый первый вторник месяца.

В Москве прошла Всероссийская конференция уполномоченных по защите прав предпринимателей 

Мероприятие приурочено к 10-летию института бизнес-защитников: первый указ о его назначении был подписан в 2012 году.  Чеченскую Республику на форуме представил Уполномоченный по защите прав предпринимателей в ЧР Идрис Усманов.

В конференции также участвуют руководители федеральных органов исполнительной власти, региональные уполномоченные, общественные омбудсмены, руководители объединений предпринимателей и экспертного сообщества.

На Всероссийском форуме обсудили результаты работы Института по итогам прошедших лет, а также актуальные вопросы деятельности бизнес-омбудсменов на современном этапе.

Модератором сессии стал исполняющий обязанности Уполномоченного при Президенте России по защите прав предпринимателей Борис Титов.

Идрис Усманов принял участие в заседании проектного офиса по вопросам показателей Нацрейтинга

Накануне в Министерстве экономического, территориального развития и торговли состоялось заседание межведомственной рабочей группы по снижению административных барьеров и улучшению инвестиционного и предпринимательского климата Чеченской Республике. В состав рабочей группы вошёл Уполномоченный по защите прав предпринимателей в ЧР Идрис Усманов.

На повестке заседания стоял вопрос участия Чеченской Республики в Национальном рейтинге состояния инвестиционного климата в субъектах Российской Федерации в 2022 году и предстоящих опросах. Здесь же обсудили и улучшение показателей в 2022 году.

Отметим, что по итогам 2021 г. Чеченская Республика заняла 13 место в Нацрейтинге среди субъектов РФ и первое – в СКФО. Рейтинг ежегодно формируется АНО «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов» совместно с деловыми объединениями.

Бизнес-омбудсмен Идрис Усманов принял участие в Коллегии прокуратуры ЧР

Накануне под председательством исполняющего обязанности прокурора республики Сергея Семенова состоялось заседание коллегии, посвященное соблюдению прав субъектов предпринимательства. В его работе приняли участие Уполномоченный по защите прав предпринимателей в ЧР Идрис Усманов, министр экономического, территориального развития и торговли ЧР Рустам Шаптукаев и другие 

Открывая заседание, председательствующий отметил, что в условиях беспрецедентного санкционного давления защита прав предпринимателей является приоритетной задачей прокуратуры.

В ходе коллегии рассказали о работе по снижению административного давления на бизнес: значительно уменьшилось количество проверок, проведенных прокурорами в отношении субъектов предпринимательства. Из ежегодных планов на 2023 год прокуратурой исключено 2 020 из 2 383 предложенных органами контроля мероприятий.

Здесь же рассмотрели участие субъектов предпринимательства в закупках для обеспечения государственных и муниципальных нужд. После вмешательства прокуроров по ряду госконтракту сокращены сроки оплаты.

Также затронули вопросы предоставления субъектам предпринимательства государственных и муниципальных услуг, реализации инвестиционных проектов, государственных и иных программ, направленных на развитие и поддержку малого и среднего бизнеса.

В завершение мероприятия бизнес-омбудсмен выразил признательность за организацию коллегии по такой значимой тематике и отметил, что меры, принимаемые руководством региона при активном участии прокуроров, способствуют улучшению делового и инвестиционного климата в республике.

Вопросы поддержки бизнеса обсудили при участии бизнес-омбудсмена Идриса Усманова

Сегодня под председательством министра экономического, территориального развития и торговли ЧР Рустама Шаптукаева  состоялось совещание по вопросам поддержки бизнеса. В нем приняли участие Уполномоченный по защите прав предпринимателей в ЧР Идрис Усманов, представитель Российско-Китайского Комитета дружбы, мира и развития Наталья Лакузо, а также представители бизнес-сообществ Чеченской Республики и другие.

Гостья прибыла в республику с целью привлечения потенциальных партнеров на взаимовыгодных условиях в рамках российско-китайских проектов и мероприятий.

Следует отметить, что в нынешней ситуации Россия все больше ориентируется на китайских партнеров в сфере торгово-экономического и культурного сотрудничества. Комитет, в свою очередь, объединяет в своих рядах представителей общественно-политических и деловых кругов, он призван расширять и укреплять общественную базу российско-китайского сотрудничества.

В завершение встречи гости и участники выразили готовность к взаимополезному сотрудничеству и поблагодарили организаторов.

Общественный представитель Российско-Китайского комитета дружбы, мира и развития Наталья Лакузо встретится с чеченскими предпринимателями

На встрече обсудят вопросы торговли и инвестиций в рамках российско-китайского сотрудничества. Здесь же заинтересованным предпринимателям расскажут о выходе на китайский рынок, в том числе о поиске партнеров в Китае.

Кроме того, Наталья Лакузо ответит на вопросы предпринимателей , заинтересованных в налаживании экономических связей.

📍Встреча состоится 24 ноября в Аппарате Уполномоченного по адресу: г. Грозный, пр-т А.А. Кадырова, д. 3/25.

📌Записаться на мероприятие и получить информацию можно по номеру: 8(8712)22-31-56

Партнеры сайта

p1     p2