364021, Чеченская Республика, г. Грозный,
пр-т А.А. Кадырова, д. 3/25

Главное

Телефон горячей линии:
8(8712)22-31-56

Региональные нормативно-правовые акты, принятые в связи с противодействием распространению на территории Чеченской Республики коронавирусной инфекции и затрагивающие предпринимательскую деятельность
ПОДРОБНЕЕ

Всероссийский день приема предпринимателей
ПОДРОБНЕЕ

Памятка для предпринимателей
«Проведение проверки контролирующим органом»

ПОДРОБНЕЕ

 

 

  •  
  •  
Главная  /  Новости  /  Антикоррупционная хартия российского бизнеса

Антикоррупционная хартия российского бизнеса

« Назад

20.06.2017 12:45

Российское деловое сообщество видит свою миссию в следовании высоким стандартам ведения бизнеса, соответствующим международно - признанным нормам, и в осуществлении ответственного партнерства с государством, направленного на рост уровня жизни граждан России, развитие экономики страны и повышение ее конкурентоспособности.

Успешной реализации поставленных задач препятствуют укоренившиеся в экономической и социальной сферах проявления коррупции, наносящие значительный ущерб развитию конкуренции и осложняющие условия ведения предпринимательской деятельности.

Мы, представители делового сообщества Российской Федерации, осознавая свою ответственность за судьбу нашей страны, понимая, что достижение успехов в предпринимательской деятельности невозможно без всеобщего консенсуса в неприятии всех форм коррупции, намерены способствовать внедрению принципов недопущения и противодействия коррупции, как при выстраивании взаимодействия с органами государственной власти, так и в корпоративных отношениях.

Мы, участники настоящей Хартии, будем всемерно содействовать тому, чтобы коррупционные действия вне зависимости от форм и способов их осуществления не только были наказаны по закону, но и сопровождались широким общественным осуждением и неприятием коррупции как опасного социального порока.

Мы едины в понимании того, что коррупция,

являясь формой незаконного приобретения выгод, преимуществ и личных благ, причиняет серьезный ущерб демократическим институтам, национальной экономике и правопорядку;

лишает общество необходимых ресурсов развития, выводя из легального оборота значительную часть национального богатства;

порождает угрозы и ограничения для стабильного и безопасного развития общества, подрывает нравственные устои и ценности, препятствует добросовестной конкуренции и устойчивому развитию;

создает условия для распространения других форм преступности, включая отмывание денежных средств, добытых преступным путем;

представляет собой не локальную проблему, а транснациональное явление, что обусловливает исключительно важное значение международного сотрудничества в области предупреждения коррупции и борьбы с ней.

Подписывая настоящую Хартию, мы провозглашаем следующие основные принципы недопущения и противодействия коррупции, которые обязуемся соблюдать и пропагандировать.

  1. Управление в компаниях на основе антикоррупционных программ.

Основным условием противодействия      коррупции является внедрение в практику корпоративного управления антикоррупционных программ и иных мер антикоррупционной корпоративной политики.

В программах и других внутрикорпоративных документах четко и подробно закрепляются принципы, правила и процедуры, направленные на предотвращение коррупции во всех сферах деятельности компаний, включая нормы деловой этики, специальные управленческие процедуры, требования к обучению персонала, правила специального антикоррупционного контроля и аудита, процедуры предотвращения конфликта интересов и коммерческого подкупа, правила осуществления пожертвований, спонсорства, участия в благотворительной деятельности и т.д.

Компании разрабатывают антикоррупционные меры с учетом специфики своей деятельности и таких факторов, как размер компании, род деятельности, совокупность рисков и география деятельности компании, текущая ситуация, особенности корпоративной культуры.

Компании используют внутренние процедуры и инструменты, которые позволяют совершенствовать антикоррупционные программы, включая механизмы «обратной связи», предотвращения и разрешения конфликта интересов, рассмотрения жалоб.

  1. Мониторинг и оценка реализации антикоррупционных программ.

Органы управления компаний, как единоличные, так и коллегиальные, включая советы директоров, руководят разработкой и осуществляют контроль за реализацией антикоррупционной политики компаний, определяют лиц, ответственных за ее реализацию.

При этом руководство компаний должно показывать пример ответственного поведения своим сотрудникам, оказывать необходимое содействие эффективному исполнению руководителями подразделений и другими должностными лицами требований антикоррупционных программ, обеспечивать совершенствование программ с учетом оценки результативности выполнения.

Мониторинг и оценка результатов выполнения программ осуществляется в соответствии со структурой управления, действующей в компании, с участием органов внутреннего контроля и аудита. Результаты выполнения антикоррупционных программ отражаются в социальной отчетности компаний.

  1. Эффективный финансовый контроль.

Компании устанавливают и поддерживают эффективный внутренний контроль, который включает организационные механизмы проверок бухгалтерской, учетной практики, кадровой и другой деятельности, подпадающей под действие антикоррупционных программ, а также осуществляют регулярные проверки систем внутреннего контроля для обеспечения их соответствия требованиям антикоррупционных программ.

Компании             следят            за  правильностью  финансовых  операций,

документируя их должным образом, и не допускают, в частности, осуществления следующих действий:

  • создания неофициальной (двойной) отчетности;
  • проведения неучтенных или неправильно учтенных операций;
  • ведения учета несуществующих расходов;
  • отражения обязательств, объект которых неправильно идентифицирован;
  • намеренного уничтожения бухгалтерской и иной документации ранее сроков, предусмотренных законодательством.
  • Обучение кадров и контроль за персоналом.

На основе программ по противодействию коррупции компании обеспечивают обучение своих сотрудников и их активное вовлечение в реализацию указанных программ. Программы обучения составляются с учетом задач и должностных обязанностей обучаемых лиц и периодически пересматриваются с целью повышения эффективности программ.

Компании принимают меры к соблюдению их сотрудниками требований антикоррупционных программ        и гарантируют, что ни один             сотрудник

компании не пострадает ни в карьерном, ни в финансовом плане, если откажется от коррупционных действий, даже если такой отказ приведет к потерям для компании. При этом применяются установленные меры взыскания за нарушение антикоррупционных правил, вплоть до увольнения виновных, при условии соблюдения трудового и корпоративного законодательства.

Результаты реализации антикоррупционных программ учитываются в кадровой политике компании.

  • Коллективные усилия и публичность антикоррупционных мер.

Компании      публично объявляют о проводимой ими                     политике

противодействия    коррупции и применяют эффективные                     механизмы

распространения     информации   об антикоррупционных программах внутри

компании.

Компании обеспечивают условия, в которых их сотрудники и другие лица могут свободно указывать на недостатки программы и оперативно сообщать о подозрительных обстоятельствах ответственным лицам.

В обеспечение данного принципа компании создают безопасные и доступные каналы передачи информации, по которым работники компаний и другие лица могут, конфиденциально и не опасаясь наказания, указывать на недостатки программы и сообщать о подозрительных обстоятельствах.

  • Отказ от незаконного получения преимуществ.

Компании осуществляют ответственную политику по реализации своих интересов с целью укрепления позиций на рынке.

Компании разрабатывают и применяют правила контроля (в том числе нормы максимально допустимых расходов и процедуры отчетности), обеспечивающие соблюдение требований антикоррупционных программ как в отношении третьих лиц, так и в отношении сотрудников компании, принимающих управленческие решения.

Указанные правила должны предусматривать отказ от предложений или получения подарков и оплаты расходов, когда подобные действия могут повлиять (или создать впечатление о влиянии) на исход коммерческой сделки, конкурса, на принятие решения государственным органом или должностным лицом. В иных случаях компании строго придерживаются установленного ими порядка передачи и получения подарков, оказания знаков гостеприимства, оплаты услуг, основанного на принципах прозрачности, добросовестности, разумности и приемлемости таких действий.

Любые пожертвования и спонсорство осуществляются компаниями на основе принципа прозрачности исключительно в соответствии с действующим законодательством. Компании будут проводить контроль за тем, чтобы осуществляемые ими пожертвования и спонсорство не являлись скрытой формой взяточничества.

  1. Взаимоотношения с партнёрами и контрагентами с учетом принципов антикоррупционной политики.

Компании стремятся выстраивать свои отношения с дочерними компаниями, партнерами и третьими лицами в соответствии с антикоррупционными принципами, информируют все заинтересованные стороны о проводимой ими антикоррупционной политике, реализуют ее в своих структурных подразделениях и дочерних компаниях.

При оценке уровня благонадежности партнеров и контрагентов принимается во внимание степень неприятия ими коррупции при ведении бизнеса, включая наличие и реализацию антикоррупционных программ. При этом соблюдение антикоррупционных принципов рассматривается в качестве важного фактора при установлении договорных отношений, включая использование возможности расторжения, в установленном порядке, договорных отношений при нарушении антикоррупционных принципов.

При взаимодействии с партнерами и контрагентами, по возможности, осуществляется контроль за обоснованностью, соразмерностью вознаграждения агентов, советников и других посредников, а также его адекватности реальным и законным услугам и соблюдению установленного легального порядка выплаты.

Является недопустимым для компании, реализующей антикоррупционную политику, использование обещаний, предложений, передачи или получения, лично или через посредников, какой-либо неправомерной выгоды или преимущества любому руководителю, должностному лицу или сотруднику другой компании за его действие или бездействие в нарушение установленных обязанностей.

  1. Прозрачные и открытые процедуры закупок.

Компании производят закупки товаров, работ и услуг на основе принципов прозрачности, конкуренции и объективных критериев принятия решений, и при этом:

  • осуществляют публичное распространение информации, касающейся закупочных процедур и контрактов на закупки, включая информацию о приглашениях к участию в торгах, о заключении контрактов, чтобы предоставить потенциальным участникам торгов достаточное время для подготовки и представления заявок;
  • публикуют правила проведения торгов, заблаговременно определяют условия участия в торгах, включая критерии отбора и принятия решений о заключении контрактов;
  • используют в качестве приоритетного способа осуществления закупок товаров, работ и услуг открытые формы торгов и иных закупочных процедур;
  • создают систему внутреннего контроля за закупками, используют правовые механизмы административного обжалования, оспаривания и других средств правовой защиты в случае несоблюдения правил проведения закупок;
  • реализуют меры в отношении персонала, ответственного за закупки, в частности, предусматривают требование о декларировании конфликта интересов, контролируют соблюдение требований к профессиональной подготовке и др.
  1. Информационное противодействие коррупции.

Компании поощряют выявление информации о неправомерных или сомнительных действиях, подпадающих под признаки коррупции, содействуют поиску, получению и распространению указанной информации о деятельности самих компаний.

В этих целях компании выражают готовность отвечать на запросы, рассматривать обращения о фактах коррупции и обеспечивать их расследование независимыми должностными лицами.

Компании оказывают содействие информированию делового сообщества, государственных органов и общественности о фактах коррупции, способствуют разоблачению компаний и лиц, использующих коррупционные схемы, и созданию атмосферы нетерпимости по отношению к коррупции.

При этом в предусмотренных законом случаях возможно установление определенных ограничений, в частности, в целях:

  • соблюдения законных прав, защиты репутации и персональной информации;
  • защиты безопасности и общественного порядка;
  • обеспечения коммерческой тайны и соблюдения режима конфиденциальности.
  1. Сотрудничество с государством.

Компании придерживаются принципа взаимной ответственности бизнеса и государства, согласованных и целенаправленных совместных действий по борьбе с коррупцией и недопущения неправомерного вмешательства в деятельность органов государственной власти.

Важными элементами сотрудничества, в частности, являются:

  • публичное продвижение и защита принципа выгодности и успешности бизнеса, действующего в рамках правового поля;
  • активное освещение деятельности компаний и предпринимателей, использующих антикоррупционные практики;
  • всемерное содействие и распространение позитивного опыта противостояния предпринимателей попыткам коррупционного давления.

При осуществлении государственными органами контрольно-надзорных функций компании способствуют созданию условий для проведения объективных проверок и не препятствуют законной деятельности проверяющих органов.

Является недопустимым использование в интересах компании незаконных способов взаимодействия с представителями государственных органов: дача обещаний, предложений или предоставление, лично или через посредников, какого-либо неправомерного преимущества или выгоды.

  1. Содействие осуществлению правосудия и соблюдению законности.

Успешное противодействие коррупции предполагает эффективную работу правоохранительных органов, и в связи с этим участники Хартии выражают готовность оказывать всемерную поддержку в выявлении и расследовании фактов коррупции и обязуются не допускать следующих действий:

  • применения угроз или обещания, предложения или предоставления неправомерного преимущества с целью склонения к даче ложных показаний или вмешательства в процесс дачи показаний или представления доказательств в связи с совершением преступлений, связанных с фактами коррупции;
  • вмешательства в выполнение должностных обязанностей должностными лицами судебных или правоохранительных органов в ходе производства в связи с совершением преступлений, связанных с фактами коррупции.

Возможность легализации денежных средств, полученных незаконным способом, является фактором, способствующим распространению коррупции, поэтому участники Хартии оказывают противодействие попыткам легализации доходов, полученных преступным путём, в том числе:

  • приобретению, владению или использованию имущества, если известно, что такое имущество представляет собой доходы от преступлений;
  • сокрытию или утаиванию подлинного характера, источника, местонахождения, способа распоряжения, перемещения, прав на имущество или его принадлежность, если известно, что такое имущество представляет собой доходы от преступлений.

Финансовые компании обеспечивают надлежащую идентификацию личности клиентов, собственников, бенефициаров, предоставление в уполномоченные органы сообщений о подозрительных сделках, а также совершение иных обязательных действий, направленных на противодействие легализации доходов, полученных преступным путем.

  1. Противодействие подкупу иностранных публичных должностных лиц и должностных лиц публичных международных организаций.

Компании воздерживаются от обещаний, предложений или предоставления иностранному публичному должностному лицу или должностному лицу публичной международной организации, лично или через посредников, какого-либо неправомерного преимущества для самого должностного лица или иного физического или юридического лица, с тем, чтобы это должностное лицо совершило какое-либо действие или бездействие при выполнении своих должностных обязанностей для получения, сохранения коммерческого или иного неправомерного преимущества.

Заключительные положения.

Положения настоящей Хартии направлены на предупреждение и противодействие коррупции и применимы в равной степени к деятельности индивидуального предпринимателя, любой компании или организации вне зависимости от формы собственности, ее размера, профиля деятельности, территории размещения.

Положения настоящей Хартии распространяются как на отношения внутри делового сообщества, так и на отношения, возникающие между бизнесом и органами власти.

Российские объединения предпринимателей и работодателей - участники настоящей Хартии, осознавая необходимость целенаправленных и последовательных усилий по пропаганде среди своих членов положений настоящей Хартии, способствуют разработке и внедрению передовых корпоративных практик, включая системы оценки и репутационного стимулирования, в том числе в рамках ведения нефинансовой социальной отчетности компаний.

Настоящая Хартия открыта для присоединения общероссийских, региональных и отраслевых объединений, а также российских компаний и иностранных компаний, осуществляющих свою деятельность в России. При этом компании могут присоединяться к настоящей Хартии как напрямую, так и через объединения, членами которых они являются.


Новости Читать все
Идрис Усманов принял участие в работе круглого стола на тему «Актуальные вопросы защиты прав предпринимателей в субъектах Российской Федерации» С 24 по 26 декабря 2024 года, Аппарат Уполномоченного при Президенте России по защите прав предпринимателей провел в московском офисе круглый стол на тему «Актуальные вопросы защиты прав предпринимателей в субъектах Российской Федерации», где принял участие и Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Чеченской Республике Идрис Усманов.
Идрис Усманов провёл совместный приём предпринимателей с прокурором республики Арсаном Адаевым 17 декабря 2024 года Прокурором республики Арсаном Адаевым в г. Аргуне проведена личная встреча с предпринимательским сообществом, где принял участие уполномоченный по защите прав предпринимателей в ЧР Идрис Усманов
Идрис Усманов провёл совместный приём предпринимателей с прокурором республики Арсаном Адаевым

Накануне уполномоченный по защите прав предпринимателей в ЧР Идрис Усманов провёл совместный приём предпринимателей с прокурором республики Арсаном Адаевым.

В ходе приёма было принято обращение председателя региональной общественной организации «Общество пчеловодов Чеченской Республики». Он озвучил проблемы, возникающие у пчеловодов республики и просил дать письменные разъяснения о порядке и правомерности размещения объектов пасеки вблизи дорожной сети республики.

Здесь же директор коммерческой организации обратился по вопросу анализа работы органов государственного и муниципального контроля при привлечении к административной ответственности в виде штрафов предпринимателей, совершивших правонарушение впервые.

-Взаимодействие Аппарата Уполномоченного и прокуратуры ЧР, несомненно, благоприятно сказывается на предпринимательской среде республики. Подтверждением тому является исследование института экономики роста им. Столыпина П.А., согласно которому в Чеченской Республике отмечено снижение индекса административного давления на бизнес, - в завершение отметил Идрис Усманов.

Идрис Усманов принял участие во Всероссийской конференции уполномоченных по защите прав предпринимателей

Мероприятие прошло на площадке Общественной палаты РФ по председательством Уполномоченного при Президенте России по защите прав предпринимателей Бориса Титова.

В рамках конференции состоялось обсуждение результатов «Индекса Административного давления 2023» с участием руководителя Роспотребнадзора Анны Поповой и руководителя Ростехнадзора Александра Трембицкого.

Согласно последним данным Индекса, качество контрольно-надзорной деятельности в стране за год изменилось к лучшему. В частности, Борис Титов отметил, что уровень административного давления на бизнес за год заметно снизился.

Отдельная сессия посвящена проблемам налогового администрирования. В сессии принял участие Руководитель Федеральной налоговой службы Российской Федерации Даниил Егоров. Он поднял проблемы, касающиеся неприменения налоговой реконструкции. Руководитель ФНС России пообещал максимально проработать проблемные вопросы во взаимодействии с институтом уполномоченных.

В качестве основного спикера выступил Федеральный бизнес-омбудсмен Борис Титов, который в своем докладе о проблемах предпринимательства в условиях санкций перечислил предложения по поддержке бизнеса.

 

Уважаемые представители бизнес-сообщества Чеченской Республики!

От всей души поздравляю Вас с профессиональным праздником - Днем российского предпринимательства.

Предпринимательство – это большой труд, достойный уважения и поддержки. Сегодня малый и средний бизнес создает новые рабочие места, обеспечивает конкуренцию на рынке товаров и услуг, способствуя повышению уровня жизни населения и динамичному развитию экономики страны. Хочу выразить искреннюю благодарность предпринимателям республики за их энтузиазм, энергичность и способность выстоять в самых сложных обстоятельствах.

Желаю Вам благополучия, процветания бизнесу и успехов в реализации новых проектов и идей. Пусть предпринимательская деятельность приносит Вам высокие результаты. Здоровья, семейного благополучия, выгодных сделок и успехов во всех начинаниях!

Уполномоченный по защите

прав предпринимателей

Усманов И.Э.

Бизнес-омбудсмен Идрис Усманов принял участие в XII ежегодной выставке «ЧеченСтройЭкспо-2023»

Накануне в столице Чеченской Республики городе Грозный состоялась ежегодная 12-я многопрофильная выставка строительного комплекса и промышленной индустрии «ЧеченСтройЭкспо - 2023».

Основные цели и задачи проведения выставки – это создание благоприятных условий для успешного   развития    бизнес-проектов в сфере строительного комплекса республики, а также содействие в эффективной реализации государственных   программ строительной отрасли в Чеченской Республике.

 

Состоялся очередной совместный прием субъектов предпринимательства

 Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Чеченской Республике Идрис Усманов совместно с Прокурором республики Арсаном Адаевым провели прием субъектов предпринимательской деятельности. В нем также приняли участие ответственные работники прокуратуры ЧР.

В ходе непосредственного приема поступило 2 обращения по вопросам, связанным с осуществлением предпринимательской деятельности. В частности, генеральный директор общества с ограниченной ответственностью сообщил о проблемах при размещении нестационарных торговых объектов. Здесь же руководитель коммерческой организации просил дать письменные разъяснения о порядке приватизации государственного и муниципального имущества, арендуемого субъектом предпринимательской деятельности.

По всем заявлениям организовано рассмотрение. При наличии оснований будут приняты меры прокурорского реагирования для обеспечения прав и законных интересов предпринимателей.

- Подобные совместные приемы проходят в рамках взаимодействия между прокуратурой, аппаратом уполномоченного и бизнес-сообществом в целях помощи и оперативного устранения нарушенных прав предпринимателей ЧР, - отметил Идрис Усманов.

Прием субъектов предпринимательской деятельности проводится каждый первый вторник месяца в прокуратуре республики.

 

Уполномоченный по защите прав предпринимателей в ЧР Идрис Усманов подписал соглашение о взаимодействии с Министерством экономического, территориального развития и торговли ЧР

Соглашение подписано в целях повышения эффективности проводимой оценки регулирующего воздействия проектов нормативно-правовых актов ЧР и экспертизы действующих нормативных правовых актов. Оно также нацелено на выявление в проектах НПА ЧР положений, которые вводят избыточные административные и иные ограничения и обязанности для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности , а также способствуют ограничению конкуренции и возникновению необоснованных расходов как для бизнеса, так и для бюджетной системы России.

- Оценка регулирующего воздействия правовых актов - одна из важнейших сфер взаимодействия бизнеса и власти, направленная на создание такого правового поля, которое будет способствовать развитию бизнеса и созданию благоприятного инвестиционного климата, - отметил бизнес-омбудсмен Идрис Усманов.

Партнеры сайта

p1     p2